Фансаб-группа Альянс представляет... русские субтитры к dorama и live-action - Показать сообщение отдельно - Эти странные японцы
Показать сообщение отдельно
Старый 07.01.2011, 00:07   #27
KINKO:
 
Сообщений: n/a
Сообщение

Японское табуирование:
Но это не про мат как многие, наверное, подумали))
В рамках месячника рубрики "добро пожаловать в Японию" расскажу-ка я вам про местную касту неприкасаемых. А-то давно обещала и всё никак) Да, есть в Японии и такое. Не так хардкорно как в Индии, конечно, но вполне себе есть.
Есть в японском такое выражение "сабэцу но хито". Сабэцу - это дискриминация. В это понятие входят не только собственно неприкасаемые, но и жертвы атомных бомбардировок в Хиросима и Нагасаки, а также их потомки, последователи нэобуддистской секты Сокка гакай и некоторых других, айны, а также зайнити (живущие в Японии корейцы и китайцы). Говорят ещё коренных окинавцев притесняют, но это заметно в гораздо меньшей степени. Вообще официально сабэцу пипл считаются только неприкасаемые и хибакуся (потомки попавших под атомные бомбы). Остальное - это моё личное определение данного феномена, которое у меня сложилось за 8 лет жизни в Японии.
Так что сегодняшний пост - не научная статья, а так - популярные разъяснения про "несуществующее".

Итак, про Сокка гакай, айнов, зайнити и всё остальное будет потом, а сегодня собственно о японских неприкасамых: эта(эта-хинин) или буракумин.
Да, кстати, никогда не произносите эти два слова вслух в присутствии японцев. Это считается практически табуированной лексикой и если так случайно окажется, что рядом с вами в этот момент будет находиться кто-то из вышеупомянутых, проблем не оберётесь. Я серьёзно.
Кстати, про табу, иносказания и любимое японское развлечение не называть вещи своими именами. Думаю, что большинство читателей моего бложека знакомы с аниме "Тонари но Тоторо". Так вот, многие японцы знают, что в основе сюжета лежит так называемый Саямский инцидент. В городке Саяма, префектуры Сайтама, а Сайтама считается самой густонаселённой буракуминами префектурой рядом с Токио, в жестоком убийстве и изнасиловании 16ти-летней школьницы обвинили жителя посёлка бураку. Потом, правда, оправдали, но просидел он 31 год.
Поводом для аниме, конечно, стало не это, а собственно сами события 1го мая 1963го года, да и школьница у Миядзаки стала помоложе. Но по слухам, внимание маэстро к этой теме не случайно. Да-да-да и он тоже.
Кто же такие буракумины, спросит пытливый читатель? Потомки касты неприкасаемых "эта". В этом случае понятие каста достаточно условное, в Японии всё-таки были сословия, но эта были париями, находившимися вне сословной системы. Термин эта был принят в период Токугава, а буракумин - это уже термин нового и новейшего времени - эвфемизм). В данный момент в использовании эвфемизмов япончики пошли ещё дальше, проблема теперь назвается дова мондай (проблема равенства или уравнения).
Изначально эта занимались "нечистыми" с точки зрения буддизма профессиями: ассенизаторы, мясники, выделка кож, похоронные конторы и т.д. Хининами были выходцы из поселений, куда ссылали преступников. Хининами были также бродяги и нищие.
Интересно, что у эта были проблемы с представителями обеих японских религий. Про буддизм я уже написала, а что касается синто, то в основе синтоистского понятия чистоты было исключение всяких контактов со смертью. Поэтому-то, кстати, за похоронный обряд в Японии отвечают буддисты)
Первое упоминание эта встречается в 13м веке и тогда они не были изгоями в том смысле, в котором к ним стали относиться в Эдо, они вполне вписывались в сословную иерархию, имели свои гильдии и профессиональные объединения, основным их занятием было "киёмэ" (очищение). Но позже их профессии потеряли статус сакральности и отношение к хининам стало трансформироваться от страха к стремлению избежать любых контактов.

Итак, реставрация Мейдзи деление на сословия какбэ упразднила, но японцы с этим мириться не хотят и не будут.
По некоторым подсчётам сейчас в Японии проживают около 3х милионов потомков буракумин, основная масса в Кансае и на Кюсю. Главным сосредоточием считается не Осака, как могло бы показаться, а Кобэ. Некоторые утверждают, что, скажем, на Хоккайдо, в Токио и Яманаси и ещё нескольких префектурах типа Иватэ их нет. Бугога. Хотя про Яманаси я склонна верить. Вообще считается, что на востоке страны их действительно очень мало. Ну а на Хоккайдо тоже логично, там вообще народу нету и понаехали все не так давно. Но чтобы их не было в Токио? Ещё раз бугога. Любой житель Токио вам сразу назовёт места их компактного проживания. Кита и Минами Сендзю, Икебукуро, Асакуса, Акихабара и далее. Думаю, что многие туристы замечали огромное количество магазинов обуви и кожаных изделий вокруг Асакуса и Накамисэ-дори, так вот это один из признаков, что буракумины где-то рядом. Ещё одним признаком, как ни странно, являются старые синтоистские святилища. Ведь до 14го века их ремесла были сакральными. Хе
Ещё раз повторюсь про любимый японский способ решения проблемы, сделать вид, что её нет. Поэтому если вы будете распрашивать малознакомых японцев, то в лучшем случае они вам скажут, что всё это "предания старины глубокой" и вообще "зачем вы тГавите?". Чужим (читай гайдзинам) об этом знать не положено. Поэтому же, кстати, вопрос "откуда родом ваши предки?" считается очень неприличным. А вдруг оттуда? Человеку придётся врать и изворачиваться.
По каким признакам японцы определяют выходцев из бураку? Их масса, начиная от книги семейной регистрации "косэки тохон" и заканчивая фамилиями. Считается, что неприкасаемые часто носят фамилии, связанные с деньгами и богатством, а также, так называемые "зеркальные фамилии", например 山田,中川. Про фамилии, конечно, вилами на воде писано, так как до реставрации Мейдзи фамилий у них не было вообще. Ямада в общем-то принадлежит и некоторым потомкам Минамото, а иероглиф 金 часто встречается у зайнити, так фамилия КИМ передаётся)) Но японцы утверждают, что всё равно определить очень легко, некоторые говорят, что и внешне тоже отличаются. Насчёт внешних отличий я ничего не могу сказать, но на самом деле всё не так сложно. Наследники буракумин, кстати, действительно очень легко по контексту определяют собратьев, даже если те меняли фамилию. Обычные японцы не так углубляются, для этого всегда есть детективные агентства. Да-да, детективов нанимают, чтобы проверить родословную. Иногда крупные компании, чтобы проверить перспективного сотрудника, идущего на повышение, а иногда родители потенциального жениха или невесты. Но я повторюсь, что, в принципе, "вычислить" принадлежность или отголоски не сложно. Выясняют по месту жительства, по полученному образованию, начиная от того, в каком районе в детский сад ходил, откуда родом предки, аккуратно друг у друга выспрашивают при первом же знакомстве. Да и положа руку на сердце, лица простолюдинов и хотя бы, лица местной интеллигенции, взять туже профессуру универов, по некоторому прошествии времени может научиться различать даже гайдзин)))

Аффтар впервые столкнулся с понятием буракумин лет 7 назад. Ситуация была такая: неподалеку от нас жил весьма преуспевающий директор похоронного бюро, у которого взрослая дочь, а директор - человек очень богатый. И мой тогдашний сердечный друкк сказал, что, мол, хорошо тому директору, деньги есть, может и получится дочку замуж за иностранца или ещё кого пристроить. Посочувствовал типа. На вопрос "почему?" последовал резонный ответ: "ну какой нормальный японец на ней женится, она же из "этих"". Аффтар за слово этих зацепился, пришлось объяснять. Объяснял он прямо скажем очень неохотно, но мне стало интересно, я - девушка любопытная, пользуюсь ушами и глазами обычно по назначению, так что за столько лет пазл практически сложился, ага. Кстати, характерна профессия того директора - хозяин похоронного агентства). И да, очень многие японки, которые замужем за иностранцами, особенно из так называемых стран третьего мира, действительно-таки из этих. К японцам это относится в меньшей степени, там есть ещё другие причины для женитьбы не на своих)

Так кем же работают потомки буракуминов, в массе своей ничего неожиданного: строители, мусорщики, разного рода прислуга, хостес и хосты, якудза (по некоторым данным до 60% якудза выходцы из буракумин). Но это то, что лежит на поверхности. Не всё так просто. Например в Кобе очень многие буракумины и якудза, кстати, тоже удачно вложили деньги в восстановление города после замлетрясения. Откуда у бураку деньги? А компенсации они массово получали от государства.
И главное: спорт и тарэнто(актёры, модели, музыканты). Там неприкасаемых - каждый второй. А если не буракумин, то кореец.


Источник:
http://not-so-mad-irka.livejournal.com/175388.html

  Ответить с цитированием